МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.

Согласно марксистскому учению главным признаком государства является наличие такой общественной власти, которая отделена от массы народа, не совпадает с населением и которая осуществляется особыми отрядами людей (армия, полиция, и соответственно учреждения: прокуратура, тюрьмы и т.д.). Иначе говоря, политическая власть - это группа людей, которая занимается только тем, что руководит другими людьми, регулирует отношение между классами, нациями и другими социальными группами людей, (с помощью указанных выше органов управления), защищая интересы определенного (господствующего) класса и, соответственно пресекая любые попытки к изменению существующего общественного строя.

Несколько лет назад, выступая в РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина, мэр Москвы Лужков сказал, что он не политик, а просто хозяйственник, экономист. С точки зрения марксистского учения это явное проявление безграмотности (кстати, во время учёбы в этом институте, Лужков дважды получал неудовлетворительную оценку по Философии. Видимо, это и сказалось в конце концов). Дело в том, что существует неразрывная диалектическая связь между политикой и экономикой. А именно, с одной стороны, "Политика - это самое концентрированное выражение экономики" (Ленин), а с другой стороны следует помнить о "примате политики над экономикой" (Ленин), поскольку именно от политической власти зависит: в каком направлении следует развивать экономику, чтобы обеспечить интересы тех или иных классов.

В связи с этим Ленин подчёркивал: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными (фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересытех или иных классов". ("Три источника и три составных части марксизма").

Согласно марксистско-ленинскому учению политическая власть - это орудие в руках экономически господствующего класса, с помощью которой (точнее - государства, куда кроме политической власти входят и соответствующие орудия этой власти: полиция и т.д.) этот экономически господствующий класс охраняет существующий экономический порядок, политической властью, этот экономически господствующий класс становится и политически господствующим и таким образом приобретает новые средства для подавления других классов, для "удержания их в узде".

Это касается не только власти диктаторского режима, но и демократической формы правления, поскольку, как писал Ленин "Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия - есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою". ("Государство и революция").

Марксизм при этом подчёркивает, что именно демократическая форма правления наиболее выгодна, наиболее удобна для класса капиталистов, поскольку она маскирует истинный смысл буржуазной политики, направленной прежде всего на защиту интересов крупного капитала. Вот почему Ленин писал, что "Демократическая республика есть наилучшая возможная политическая оболочка капитализма, и потому капитал, овладев... этой наилучшей оболочкой, обосновывает свою власть настолько надёжно, настолько верно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-демократической республике не колеблет этой власти". ("Госуд. и револ.).

Это касается и всеобщего избирательного права, которое при капитализме является именно орудием господства буржуазии (хотя, вместе с тем всеобщее избирательное право и является "показателем зрелости рабочего класса", как писал Энгельс). Разумеется, демократическая форт правления отвечает и интересам пролетариата, поскольку она позволяет трудящимся организовываться, вести совместную борьбу за улучшение своего положения в более открытых, "демократией позволительных" формах.

Следует заметить, что когда буржуазия оказывается уже не в силах удерживать власть в своих руках, с помощью демократии, то она переходит к методам диктаторского режима (фашизма).

Таким образом, буржуазная демократия не исключает, а именно предполагает диктатуру класса капиталистов, поскольку и при демократии он проводит свою политику. "Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счёте обязательно диктатурой буржуазии". (Ленин, "Госуд. и револ.").

Понятия "диктатура" и "демократия" в данном случае вполне совместимы. Дело в том, что "диктатура" характеризует тип государства (феодальное, капиталистическое и т.д.), а "демократия" касается формы государства, формы правления, политической власти. Вот почему и утверждение диктатуры пролетариата тоже не отрицает, а предполагает демократию.

Марксизм подчёркивает, что при оценке той или иной демократии, следует прежде всего выяснить: 1. Кому данная демократия служит, чьи интересы она защищает и 2. Против кого она направлена.

Буржуазная демократия служит интересам паразитического меньшинства и направлена против интересов большинства населения. Причём, с самого начала ей присущи две ограниченности: 1. Она касается только области политики и не распространяется на другие области социальной жизни (а потому, в частности, по своему произволу может объявлять локауты, снижать заработную плату рабочим и т.д.). 2. В буржуазной демократии немало на первый взгляд казалось бы незначительных ограничений, которые выталкивают часть населения из участия в политической жизни (ценз оседлости, грамотности и т.д.).

Ленин подчёркивает, что установление диктатуры рабочего класса дает гигантское расширение демократии, поскольку она становится демократией большинства народа и направлена против паразитического меньшинства. И если, например, при капитализме всеобщее избирательное право разрешало населению один раз в три года или в шесть лет решать, "какой член господствующего класса должен (в парламенте) представлять и подавлять" народ, (Маркс. См. Ленин "Гос. и рев.") то при диктатуре рабочего класса избранный парламент должен служить интересам трудящихся.

Политическая власть необходима рабочему классу лишь на определённый исторический отрезок времени, а именно для того, чтобы сохранить свои завоевания и построить бесклассовое общество. С построением коммунизма надобность в политической власти отпадает. Иначе говоря, развитие демократии в условиях социализма само по себе создаёт предпосылки для своего отмирания..

Но демократия, а значит и политическая власть, отомрёт только тогда, когда люди привыкнут соблюдать простевшие правила общежития. А это, как писал Ленин, предполагает не современный уровень развития производства, а такой, который обеспечит принцип "каждому по потребности" и когда, соответственно, люди будут трудиться "по способности", И, во-вторых, это предполагает "не теперешнего обывателя, способного "зря" - вроде как бурсаки у Помяловского - портить склады общественного богатства и требовать невозможного" (Ленин, "Гос. и рев.").

При этом Ленин пишет, что мы не настолько наивны, чтобы полагать, что при коммунизме не будет никаких эксцессов. Однако, чтобы "привести нарушителей общественного порядка в чувство" не нужны будут специальные отряды людей (полиции), тюрем, прокуратуры и прочих атрибутов власти: для этого будет достаточно просто общественного воздействия коллектива.

Отмирание политической власти предполагает устранение из социальной жизни бюрократизма с его стремлением удержаться у власти из своих корыстных соображений. В связи с этим, марксизм показывает и пути устранения бюрократизма и отмирания института политической власти. Они сводятся к трём пунктам: 1. "не только выборность, но и сменяемость в любое время", 2. "Плата не выше платы рабочего", 3. "Переход немедленно к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все на время становились "бюрократами" и чтобы поэтому н и к т о не мог стать "бюрократом" (См. Ленин "Гос. и рев.").

Отмирание политической власти, политической организации общества вовсе не означает отмирание социальных органов, регулирующих общественную жизнь: непременно сохранятся организации, изучающие и предопределяющие направление развития экономики, науки и т.д. Социальная организация - неотъемлемая часть общества. существовавшая и сохраняющаяся в будущем на всем протяжении существования общества. А что касается политической власти, политической организации, то она возникла с возникновением классов и с исчезновением классовых различий отомрёт. Иначе говоря, общественная организация на определенном этапе своего развития (с возникновением классов) приобрела политическую окраску, от которой она и освободится с построением бесклассового общества.

В наши дни нередко подвергается осмеянию тезис Ленина о необходимости научить каждую кухарку управлять общественными делами. Но, во-первых, Ленин писал о том, что следует именно научить кухарку управлять государством. Во-вторых, кухарка, домохозяйка порой лучше разбирается в жизненных проблемах, чем высокопоставленный чинуша. В частности, когда Гайдар бывший в то время премьер-министром, бахвалясь достижениями "нынешней власти, обратил внимание на то, что во много раз увеличилась пенсия, то домохозяйка прислала письмо, в котором говорилось, что премьер-министру следовало бы получше знать элементарную математику, чтобы подсчитать, сколько продуктов мог купить пенсионер на свою "маленькую" пенсию при Советской власти, и сколько при Ельцине. Сопоставление было бы явно не в пользу нынешней демократии". Наконец, следовало бы принять во внимание и то, что управление государственными делами осуществляется и на низших уровнях (те же женсоветы).

Чтобы не сбиться с правильного пути, Ленин в своё время рекомендовал значительно расширить органы власти за счет включения в них хорошо разбирающихся в жизни грамотных рабочих.


Вернуться на главную страницу...

Hosted by uCoz