Пинчук Л.Т.
К вопросу об утверждении православия на Руси.
Служители культа и их прислужники уверяют, что православие было воспринято русским народом добровольно и с радостью. Это, мол, следствие того, что именно православие соответствует самой "душе русского народа", "русской душе".
Начнём с того, что крещение Руси в 988 г., послужило сигналом к массовому искоренению язычества. Языческие идолища разбивались, сжигались. И уж, конечно, прежде всего, такая участь постигла главное божество славян - Перуна. В повествовании летописцев читаем: в 991 г. "пришёл в Новгород епископ Иоаким, и требиша разрушил и Перуна посёк и приказал бросить в Волхов". Аналогично в Киеве Перуна бросили в реку.
Однако не так просто было восстановить народ против их прежних богов. Когда брошенный в реку Перун плыл по реке, то народ (киевляне) бежали за ним, крича: "Выдыбай, боже!". Низвергнуть идолов - это ещё не значит искоренить веру в них среди народа, с которой свыклось сознание народа. Дело доходило до прямых восстаний (в частности, в Новгороде в 1070 году и других городах). И как замечают исследователи старины, славяне упорно не хотели отказываться от своих языческих веровании (в частности, уже потому, что они были связаны с различными игрищами и увеселениями). Эти верования ещё долго продолжали жить в народе. И долго ещё летописцы отмечали, что в праздники святые храмы стоят пусты, а народ сходится на игрища "деять позоры" (то есть, устраивать зрелища), "христиане суще, а жили по поганским (языческим) обычаям".
По свидетельству историков к половине XI века христианизация не охватила всех славянских племён. Так вятичи не были христианами ещё в начале ХVII века. (См. "История.." Ключевский). И два века спустя после принятия христианства обычным были браки языческие. с. 875). Будучи не в состоянии устранить эти формы брака, церковь мирилась с ними, признавала их терпимыми, дополняя венчанием. Точно так же, обнаружив бессилие вытравить из народа языческие праздники, церковь вынуждена была примириться с ними.
Часто православие и язычество переплетались в сознании в людей. Они в равной степени обращались в молитвах и к Перуну (в частности), и к Илье пророку. Перун и Илья пророк как бы слились воедино. (См., в частности, Л.Пинчук "Ильин день" Политиздат, 1966 и более поздние издания.) Точно так же мирно сожительствуют и христианские праздники с языческими, вытравить которые оказалось не под силу церкви (масленица с её символом "блин - солнце, колядование, сросшееся с христианским праздником, Ивана-купала и т,д.).
Что касается "соответствия православия русской душе", то в данном случае голословной фразой никак не обойтись. Нужны доказательства. Но тот, кто разбирается в сущности религии знает, что никакая религия, в том числе и христианство (разновидностью которого и является православие), не соответствует и не может соответствовать "душе" любого трудового народа. Почему? Да потому, что сущностные требования христианства (а значит и православия, опирающееся на ту же самую библию), сводятся к двум принципам: "всякая власть от бога" и "претерпевший до конца - спасётся", то есть попадёт в рай. В этом достаточно убедиться, внимательно почитав библию, "Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога... Посему противящийся власти, противится Божию установлению... начальник есть божий слуга" (Еванг. Послан. Павла к римл. 13, 1-4). "Слуги, повинуйтесь господам не только добрым... но и суровым... ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби страдая несправедливо" (1-е посл. Петра, 2, 13-19). "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". (Еванг. от Матф. 5, 44). И т.д.
Что касается "русской души", то она проявилась (впрочем, как и французская душа и душа любого другого трудового народа) в решительной классовой борьбе против эксплуататоров в форме восстаний под руководством Болотникова, Разина, Пугачёва, в форме крестьянских бунтов против помещичьего гнёта, в революциях. И именно единство общих коренных интересов, а не религия объединяет угнетённый народ в его борьбе против социального зла, что в открытую противоречит коренному требованию религии: "всякая власть от бога" и "претерпевший до конца спасётся".