Ярослав Гашек «О МИССИОНЕРАХ. (выдержки)
Чешско-Моравская возвышенность имеет вполне определенные достоинства. Между сливами и рождественским постом бывают поносы и кнедлики из сырой картошки… Вслед за поносами… приходят миссионеры – в самую пору свежеквашеной капусты.
Они – такой же продукт предрождественского сезона, как и шинкованная капуста, с той лишь разницей, что миссионеров не кладут в бочки и не утаптывают босыми ногами. Они появляются на Чешско-Моравской возвышенности одновременно с появлением свинины на столах у жителей. Не лишним будет отметить, и то обстоятельство, что для посещения своих они безошибочно выбирают самую подходящую пору, когда у верующих в рай и ад гуси хорошо откормлены.
Подлинная миссионерская идиллия заключается в том, чтобы служитель божий мог как следует набить себе брюхо за счёт прихожан. Фигура миссионера так живо напоминает о средневековье, что в интересах нашего Музея следовало бы провести в Национальном собрании законопроект о том, чтобы все бродящие по республике миссионеры были немедленно пойманы, отпрепарированы и чучела их выставлены в витринах Музея рядом с другими историческими экспонатами.
Можно было бы, конечно, усовершенствовать этот законопроект, исходя из чисто экономических соображений, так как если изготовление чучела барсука обходится в настоящее время в полторы тысячи чешских крон, то изготовление чучела миссионера обошлось бы не менее чем в пятнадцать тысяч крон.
На этом основании я предложил бы держать их в спирту – как среде, наиболее для них естественной…
В тридцатых годах прошлого столетия в китайской провинции Су-Чжоу появился французский миссионер… Был он ревностен и неутомим в распространении правой веры…
Миссионер говорил своей пастве такие проникновенные проповеди, что она с каждым днём все более укреплялась в христианской вере.
Однажды он рассказал своим новообращенным о том, как прекрасно и возвышенно принять мученическую смерть за веру и какая награда ждёт того, кто пострадал за неё. Это высшая награда: такой человек бывает причислен к лику святых. Затем, описав подробно блаженство мучеников на небесах, миссионер ушёл, а собравшиеся остались сидеть.
- Милые друзья, - обратился к ним главный мандарин, - все мы искренне любим досточтимого отца нашего, несмотря на то, что лицом он – такой же, как белые дьяволы с Запада. Эту свою любовь к нему и благодарность мы должны доказать каким-нибудь подарком.
(о миссионерах)
Тут все стали по очереди предлагать – один одно, другой другое: кто – несколько штук съедобных собак чау-чау, кто – парочку монгольских танцовщиц, кто – ведро рисовой водки сакэ и т.п. Наконец поднялся старший мандарин и ласково промолвил:
- Всё это имеет лишь приходящую ценность. Разве досточтимый отец наш не говорил нам, что высшая и прекраснейшая награда за благочестивую жизнь – стать святым? И не говорил он так же, что это непременно достигается мученической смертью? Пойдемте, друзья, отрубим голову досточтимому отцу нашему, сделаем его мучеником и подарим ему царство небесное.
Это предложение было принято с восторгом, и они повели ожесточённо сопротивлявшегося миссионера за город, утешая его:
- Сейчас придём на место, досточтимый отец. Не успеешь шесть раз до двухсот досчитать, как станешь святым.
Последней мыслью несчастного миссионера, перед тем, как ему отрубили голову, было: «Зачем я распустил язык насчёт славы мучеников?»
После этого миссионеры обходили христиан из Ма-Цзе за сто вёрст. А христиане из Ма-Цзе до сих пор с радостью показывают путешественникам могилу несчастного миссионера, гордясь тем; что имеют святого собственной выделки – не какого-нибудь поддельного.
Ярослав Гашек из рассказа «Святые животные».
Весьма занимательный случай произошёл с одним итальянским монахом-капуцином, который, прохаживаясь вдоль пруда, усомнился в том, что кит мог проглотить Иону. Видимо, это был весьма учёный муж, который, изучая естественные науки, знал, что киты, принимая во внимание их узкий пищевод, питаются исключительно мелкой рыбой и морскими моллюсками, но ни в коем случае не еврейскими пророками. Когда этот скептик окончательно поколебался в вере, его проглотил карп. Сразу сбежался народ… Только после того, как процессия верующих с молитвой пришла к пруду, карп выплюнул скептика.
Ярослав Гашек из рассказа «Грех патера Ондржея».
И тихо потекли годы под жалобные вопли душ и трогательное пение ангелочков, укачивающих в чистилище души некрещёных младенцев.
Но вот наконец патер Ондржей получил повестку: «Вас вызывают в священный сенат»…
В нижней судебной палате чистилища уже заседал сенат… В воздухе парила книга жизни патера Ондржея…
- Приходской священник Ондржей… ответь честно на вопрос: имел ли ты брата в Австралии?
- Имел, о великий сенат.
- Писал ли ты своему брату в Австралию?
- Да, славное судилище. В 1882 году в Сидней.
- Ты обстоятельно проштудировал все книги святого Августина, учителя церкви?
- Да.
Теперь был слышен лишь шум крыльев. Суд удалился на совещание. Снова шум крыльев, и голос свыше возвестил:
Священник Ондржей осуждается на 15 000 лет принудительного пребывания в чистилище с зачётом предшествующих 22 лет предварительного заключения.
Основание:
В своей книге, датируемой 415 годом после рождества Xристова, учитель церкви Августин провозгласил веру в антиподов ересью (см. лист 213). А так как Австралия принадлежит антиподам, то и вера в существование Австралии есть греховное богохульство, кое усугублено и подтверждено посылкой обвиняемым письма брату своему к антиподам в Сидней. В качестве смягчающих обстоятельств принимаются во внимание абсолютная целомудренность и чистосердечное и полное признание состоящим под судом патером Ондржеем своей вины.
Гашек Ярослав из «ПОХОЖДЕНИЕ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА».
(глава «Религиозный диспут»)
Вечером их навестил набожный фельдкурат… Он начал с того, что сказал ему (Кацу):
- Удивляюсь, что у вас не висит распятие. Где вы молитесь и где ваш молитвенник? Ни один святой образ не украшает стен вашей комнаты. Что это у вас над постелью?
Кац улыбнулся:
- Это «Купающаяся Сусанна», а голая женщина под ней – одна моя старая любовница. Направо – японская акварель, изображающая сексуальный акт между старым японским самураем и гейшей. Не правда ли, очень оригинально? А молитвенник у меня на кухне. Швейк! Принесите его сюда и откройте на третьей странице.
Швейк ушёл на кухню, и оттуда послышалось троекратное хлопанье раскупориваемых бутылок.
Набожный фельдкурат был потрясён, когда на столе появились три бутылки.
- Это лёгкое церковное вино, коллега, - сказал Кац. – Очень хороший рислинг. По вкусу напоминает мозельское.
- Я пить не буду, - упрямо заявил набожный фельдкурат. – Я пришёл заронить в вашу душу искру божью.
- Но у вас, коллега, в горле пересохнет, - сказал Кац. – Выпейте, а я послушаю. Я человек весьма терпимый, могу выслушать и чужие мнения.
Набожный фельдкурат немного отпил и вытаращил глаза.
- Чертовски доброе винцо, коллега! Не правда ли, - спросил Кац.
Фанатик твёрдо сказал:
- Я замечаю, что вы сквернословите.
- Привычка, - сказал Кац. – Иногда даже ловлю себя на богохульстве.
Швейк, налейте господину фельдкурату. Могу вас уверить, что ругаюсь также богом, крестом, небом и причастием. Послужите-ка на военной службе с моё – и вы до этого дойдёте. Это совсем не трудно, и духовно всё это очень близко: небо, бог, крест, причастие. Не правда ли, звучит красиво и всё связано с вашей профессией? Пейте, коллега!
Бывший законоучитель машинально выпил. Видно было, что он хочет сказать, но не может. Он собирался с мыслями.
- Уважаемый коллега, - продолжал Кац, - держитесь бодрее… Слыхал я, что вы однажды в пятницу, думая, что это четверг, по ошибке съели в одном ресторане свиную котлету и после этого побежали в уборную и сунули себе два пальца в рот, чтобы вас вырвало, боясь, что бог вас строго покарает. Лично я не боюсь есть в пост мясо и не боюсь никакого ада. Пардон! Выпейте! Лучше стало?… Или, может быть, у вас более прогрессивный взгляд на пекло, может быть, вы идёте в ногу с духом времени и с реформами? Иначе говоря, вы признаёте, что в аду вместо простых котлов с серой для несчастных грешников используются автоклавы, то есть котлы высокого давления, а также считаете, что грешников поджаривают в маргарине, а вертела вращаются при помощи электрических двигателей? В течение миллионов лет мнут их, несчастных, паровыми трамбовками для шоссейных дорог, скрежет зубовный вызывают дантисты при помощи особых машин, вопли грешников записываются на граммофонных пластинках, а затем эти пластинки отсылаются наверх, в рай, для увеселения праведников? А в раю действуют распылители одеколона и симфонические оркестры играют Брамса так долго, что скорее предпочтёшь ад и чистилище? У ангелочков в задницах по пропеллеру, чтобы не натрудили себе крылышки?… Пейте, коллега! Швейк, налейте господину фельдкурату коньяку – ему; кажется, дурно.
Придя в себя, набожный фельдкурат произнёс шёпотом:
- Религия есть умственное воззрение… Кто не верит в существование святой троицы…
- Швейк, - перебил его Кац, - налейте господину фельдкурату ещё рюмку коньяку, пусть он придёт в себя. Расскажите ему что-нибудь, Швейк.
Отрывок из «Похождение…Швейка» Гашека:
Балоун в полном отчаянии стал исповедоваться, как на духу: - Я хулил святых и угодников божьих в трактире на Мальше, в Нижнем Загае избил капеллана. В бога я ещё верил…но в святость Иосифа усомнился…
Швейк задумался:
- Вы мельник? Так ведь?! Вам следовало бы знать, что божьи мельницы мелют медленно, но верно, ведь из-за вас и разразилась мировая война.
Ещё один туда же:
- Некоторые учёные объясняют войну появлением пятен на солнце. Как только появится такое пятно, всегда на земле происходит что-нибудь страшное. Взятие Карфагена…
- Пятна на солнце действительно имеют большое значение, - вмешался Швейк. – Однажды появилось на солнце пятно, и в тот же самый день меня избили в трактире «У Банзетов», в Нуслях. С той поры, перед тем, как куда-нибудь пойти, я смотрю в газету, не появилось ли опять какое-нибудь пятно.
И ещё:
По мнению достопочтенного архиепископа, любвиобильный бог должен изрубить русских, англичан, сербов, французов и японцев, сделать из них лапшу и гуляш с красным перцем. Любвиобильный бог должен купаться в крови неприятелей и перебить всех врагов, как перебил младенцев жестокий Ирод.
Преосвященный архиепископ будапештский употребил в своих молитвах, например, такие милые выражения, как: «Бог да благословит ваши штыки, дабы они глубоко вонзались в утробы врагов. Да направит наисправедливейший господь артиллерийский огонь на головы вражеских штабов, Милосердечный боже, сделай, чтоб все враги захлебнулись в своей собственной крови от ран, которые им нанесут наши солдаты».
Поль Гольбах «КАРМАННОЕ БОГОСЛОВИЕ». (Выдержки)
ДЪЯВОЛ - …Бог одним словом мог бы подвергнуть его во мрак небытия, но он остерегается это сделать: бог сильно нуждается в нём, так как на его счёт он может относить все глупости, в которых могли обвинить его самого. Поэтому он оставляет дьявола в покое и терпеливо переносит все его выходки по отношению к своей супруге, к своим детям, к самому себе. Бог не может обойтись без дьявола…
ИСКУШЕНИЕ – Бог иногда искушает людей, чтобы доставить себе удовольствие наказать их, если они имеют глупость попасться в расставленные им ловушки… Это таинственное поведение свидетельствует о том, что божеству иногда доставляет удовольствие своими неисповедимыми действиями водить самого себя за нос.
ЛЮБОВЬ НЕБЕСНАЯ – искренняя привязанность, которую каждый добрый христианин под страхом вечного проклятия должен питать к неизвестному существу, наделённому богословами беспремерной злобой, с целью упражнять свою веру…
МОЛИТВЫ – формулы для прошений, изобретённые духовенством, чтобы получить от всеблагого и всеведущего бога то, в чём весьма нуждаются его дети, либо заставлять его, обладающего совершенной мудростью, изменять свою волю. Без молитвы бог не мог бы знать о нуждах своих созданий.
ПОТОП – отеческое воздействие, оказанное на человечество божественным проведением, которое, раскаялось в том, что сотворило людей такими дурными, и, чтобы исправить их, решило их утопить. Как известно, это имело очень хорошие последствия.
ПРЕДВИДЕНИЕ – атрибут божества, дающий ему удовольствие заранее знать все глупости, которые сделает человек. Но предотвратить эти глупости оно не хочет или не может.
СВОБОДА ВОЛИ. Человек свободен – иначе духовенство не могло бы проклинать его за грехи. Свобода воли есть небольшой подарочек, который бог в знак особого благоволения вручил роду человеческому. Благодаря этой свободе мы не в пример всем остальным животным и растениям обладаем способностью в любой момент погубить себя навеки, когда наша свободная воля не согласуется с волей всевышнего. Этот последний получает тогда приятный случай наказать тех, кому он предоставил свободу приводить его в ярость.
СТРАШНЫЙ СУД. Когда небесному отцу окончательно наскучат все глупости, которые при его попустительстве или с его разрешения совершают его создания, им же наделённые неразумием, он соберёт всех людей вместе… и потребует у них отчёта во всех содеянных ими глупостях, словно не имеет понятия о последних… Каждый человек в отдельности должен будет отчитаться перед всеведущим богом в тех поступках, которые могли остаться неизвестными богу.
ФАНАТИЗМ – святое исступление, или священная зараза, охватывающая христиан, у которых сердце кипит, а мозг бездействует…
Бертран Рассел (видный английский философ 1972 – 1970)
ПОЧЕМУ Я НЕ ХРИСТИАНИН (отрывок из сборника статей, М.,1987)
Одним из недостатков традиционной религии является её индивидуализм, и этот изъян присущ также связанной с нею морали.
Нам твердят, что мир сотворён богом – благим и всемогущим. Если ещё до сотворения мира он провидел все несчастья и страдания, которые в нём будут заключены, то он и несёт за всё ответственность. Довод, будто существующие в мире несчастья порождены грехом, является просто увёрткой. Во-первых, это вообще неверно; не грех же вызывает разливы рек или извержения вулканов. Но даже если бы это было верно, дело нисколько не менялось бы. Если бы я задумал произвести на свет ребёнка, заранее зная, что он будет маньяком, одержимым мыслью об убийстве, то я нес бы ответственность за его преступления. Раз бог знал наперёд те грехи, в которых будет повинен человек, но решил всё же его сотворить, он, несомненно, ответственен за все последствия этих грехов. Обычный христианский аргумент сводится к тому, что мирские страдания служат очищению от грехов и потому являются благом. Аргумент этот, очевидно, является лишь рационализацией садизма: но в любом случае это очень слабый аргумент. Мне хотелось бы пригласить какого-нибудь христианина в детское отделение больницы, чтобы он своими глазами увидел страдания, которые выносят здесь дети. Стал бы он после этого упорствовать, будто дети эти настолько пали в нравственном отношении, что заслуживают своей участи? Чтобы дойти до подобных заявлений, человек должен убить в себе всякое милосердие и сострадание. Он должен, одним словом, стать таким же жестоким, как и бог, в которого верует. (с. 118)
Васо Пелагич «РАССУЖДЕНИЯ ЗДРАВОГО РАЗУМА» (отрывки)
Справка: Васо Пелагич (1838 – 1899) – выдающийся общественный деятель югославских народов, революционный демократ, социалист, материалист, убеждённый атеист и последовательный проповедник атеизма. Его атеистические произведения особенно ценны тем, что первоначально он был богословом, архимандритом, преподавателем и управителем духовной семинарии. Предлагаем вниманию читателя отрывки из его произведения:
…Люди здравого разума… задают себе вопрос и так рассуждают: если поповский бог действительно мог сотворить мир из «ничего», то почему же теперь он не создаст идеального человека, мгновенно становящегося взрослым, здоровым, учёным, честным, справедливым, счастливым и т.д. Это бы избавило бедных матерей от родовых мук, они не тратили бы огромных сил и средств на воспитание детей, не было бы стольких расходов на школы, церкви, докторов и крючкотворов-юристов, суды и тюрьмы. Если бы это случилось, то каждый бы поверил, что этот достославный небесный бог «всемогущ» и что из ничего он легко может сделать всё. Надо доказать делом, и каждый скажет – чистая работа, точный расчёт…
Церковь утверждает, что бог создал человека по своему «подобию», а здравый разум отвечает, что этим самым она страшно чернит себя и бога. Ибо из этого следует, что бог так же глуп, как Ева, которая слушает змея, легкомыслен, как Адам, которого жена водит за нос, как Каин, который из зависти убивает своего честного брата Авеля, бел, как европеец, чёрен, как арап, дик, как отсталые народы, и просвещён, как цивилизованный мир, а кишки его полны нечистот, как и у любого другого человека и животного; что он снабжён прибором, аппаратом для деторождения и удовлетворения супружеской страсти ( а в другом месте «священное писание говорит, что бог – дух без тела и определённого места), что он имеет нрав тирана, подобно фараонам и неронам, и добр, как Цинцинат, Франклин, Роберт Оуэн и другие, сварлив, как вздорный гончар, который то и делает, что бьёт свои горшки. По словам так называемого «священного писания», он то создаёт мир и благословляет его, то проклинает и посылает людям в наказание потоп, голод, туман, жаб, ящериц, различные болезни и муки ада, то создаёт человека, наделяя его свободной волей, и тут же сам с помощью других наказывает его за свободную волю…
Обычный разум и церковь проповедуют, что бог – праведный, милостивый и добрый отец всех людей и что он обо всём справедливо судит и обо всех отечески заботится.
Здравый разум говорит, что это всего-навсего фокус-покус. Если бог действительно таков, то почему он скрывается от своих детей где-то на небесах?..
Если бы где-нибудь существовал всемогущий добрый бог, он установил бы одну религию для всех времён и народов.
Эразм Роттердамский «ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ» (написана в 1508 или 1510 году) отрывки из книги:
Может ли бог превратиться в женщину, дьявола, осла, тыкву ил камень? А если бы он действительно превратился в тыкву, могла ли бы эта тыква проповедовать, творить чудеса, принять крестную муку…
Существует бесчисленное множество ещё более изощрённых тонкостей… Так, например, одна из… гном /краткое поучение/ гласит, что зарезать тысячу человек – не столь тяжкое преступление, как починить бедняку башмак в воскресный день, и что лучше допустить гибель всего мира со всеми, как говорится, его потрохами, нежели произнести малейшую ложь. Все эти архидурацкие тонкости делаются ещё глупее из-за множества направлений, существующих среди схоластиков, так что легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов…
Вспомните…, что своих верных… Христос называет «овцами». А ведь каждому известно, что нет на земле существа глупее овцы; сошлюсь в том хотя бы на Аристотеля, который утверждает, что по причине бестолковости этого животного его именем называют людей глупых и тупоумных. И, однако, Христос провозгласил себя пастухом этого стада…
Не доказывает ли это, что все смертные – глупцы, в том числе – и благочестивейший из смертных? Сам Христос, хотя в нём воплотилась мудрость отца, стал тем не менее некоторым образцом глупым, дабы помочь глупости людей: усвоив человеческую природу, он и характером сделался подобен человеку…
Глупость до такой степени угодна всевышнему, что ради неё одной отпускаются все прегрешения, между тем, как ни один мудрец этого не удостоен…
Существуют страсти, так сказать, нейтральные, словно бы естественные: таковы любовь к отечеству, нежность к детям, к родителям, к друзьям. Толпа платит всему этому немалую дань, но праведники всячески стараются изгнать их своей души все названные склонности или по крайней мере сообщают им духовный характер, так что даже отца своего любят уже не как отца (ибо что он породил на свет, кроме тела? Да и тем обязан не себе самому, а богу-творцу), но как славного мужа, в коем отражённо сияет образ верховного разума, называемого ими верховным благом. Вне этого блага они не знают ничего, достойного любви и стремлений.
Виталий НОВЛЯНКИН.
ТОЛКУ НЕТ
Избиратель, зря ты весел –
Скоро время все рассудит,
И поймешь – от смены кресел
Толку нету и не будет.
РАБЫ
Не зная броду, сунься в воду -
В накладе будешь, будь здоров!
Пустив все цены на свободу,
Мы превратились в их рабов.
Тонет корабль. Капитан обращается к матросам:
- Ребята, кто-нибудь умеет молиться?
Один матрос:
- Я умею, капитан!
- Вот и отлично, сынок, молись, неистово, а то у нас как раз одного спасательного жилета не хватает!