Российский Государственный Университет
нефти и газа им. И.М. Губкина
Внекафедральный материал
Кандидат философских наук
доцент ПИНЧУК Л.Т.
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
(продолжение 9)
Москва 2001 г.
Отзывы и предложения Вы можете направлять по адресу fighter@gubkin.ru
К предыдущей странице...
Остановимся еще на одном аспекте религиозного учения, согласно которому "бог создал для человека...".
По библии бог напутствует сотворенных им людей словами: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся
на земле" (Бытие, гл.1, ст. 28). Аналогично в Коране: об Аллахе сказано: "Он тот, который сотворил Вам все, что на Земле"
(с.2, а.27). (Кстати, вопреки воле всесильного божества животные нередко проявляют непочтительное непослушание Всевышнему
и сами пожирают людей: львы, тигры, волки и т.д.). Разумеется, начитавшись всего этого, человек может, горделиво окинув
взглядом все вокруг, воскликнуть: "Как милостив бог, создавший все для меня!". Но ведь аналогично может рассуждать и
комар, сидящий на теле венца творения бога и сосущий из него кровь: "Как мудро и великодушно поступил бог, создавая для
меня весь окружающий мир с его теплыми лужицами, чтобы я мог в них размножаться, подходящим моему здоровью климатом:
Любящий меня бог сотворил животных, чтобы я мог утолить голод. И как мудро поступил бог, сотворив для меня человека,
лишенного сплошного волосяного покрова, чтобы без каких-либо затруднений я мог пить из него кровь; придумал для меня
ночь и для моей безопасности погружает людей в сон, чтобы я мог насытиться их кровью! Конечно, человек может порой меня
и прихлопнуть, но это уже я сам виноват: чем-нибудь прогневал всевышнего. И после этого люди еще смеют утверждать, что
они избранники божьи, что мир создан именно для них!!! Они не могут понять, что они созданы именно для меня - избранника
божьего, венца его творения! До чего они глупы! А вместе с тем, человек не должен забывать, что, убивая меня, он тем самым
по сути дела богохульствует, поскольку здесь он выступает не только против божьей заповеди: "не убий", которую благостный
бог донёс до сведения даже человека, но вместе с тем он выступает и против самого бога; ведь именно бог в даннывй момент
и послал меня искусать этого человека. И не столь существенно в качестве ли наказания или в качестве его испытания
верности божьим предписаниям, с тем, чтобы проверить, насколько этот человек придерживается главного требования бога:
безропотно и с радостью переносить все, посланные божеством неприятности жизни, не противиться им и
постоянно благодарить бога за ниспослание этих спасительных неприятностей.
И после этого они смеют утверждать, что они избранники божьи, что мир создан именно для них!!! Они не
могут понять, что они созданы именно для меня - избраника божьего, венца его творения!!! До чего они глупы!"
После того, как были написаны эти строчки, мне сказали, что у какого-то писателя на роль вершины
божьего творения претендовал клоп. Пожалуй, он даже больше подходит для этой роли, поскольку может существовать только за
счёт человека и без человека не проживёт. Но в целом, как говориться, "великие умы сходятся во мнении": разницей между
комаром и клопом можно принебречь: она не столь существенна.
Наконец, может быть, чтобы не заставлять чрезмерно умственно напрягаться стороннику учения о том, что
все создано богом именно для человека, достаточно этому защитнику религии вспомнить недоуменный вопрос одной простушки:
"Не понимаю, зачем рыбе жабры? Они ведь не съедобные!". Или и здесь интеллект этой простушки оказался выше интеллекта
абсолютно мудрого и всесильного существа?
А вот как раскрывает эту тему Жан Эффель:
- Ты будешь владыкой всей Земли.
- Что за неуместные фамильярности с царем природы.
- Самые милые - это комары. Они едят у меня прямо из рук
К вопрсу об исключительности
"венца творения".
"Нет безобразия в природе. И это понятно, т.к. и природа: и человек являются продуктом бесконечного разума Творца".
Две цитаты из разных рефератов. И обе они подводят к мысли об исключительности человека, что якобы не может не свидетельствовать о его сотворении всевышним существом.
Видимо нет особой нужды останавливаться на доказательстве существования души у человека на том основании, что у него имеются слух, зрение, и он наслаждается пением птичек и т.д., и поэтому у всевышнего просто как-то не поднимается рука на то, чтобы все это уничтожить. Ведь все это имеется и у поросенка, лягушки и т.д.
Да это грозило бы и кошмарным перенаселением потустороннего мира, если учесть, что на "тот свет" переселилось уже множество миллиардов человек (по некоторым данным 75 млрд., по другим данным значительно больше - "Наука и жизнь", 1989, №4).
Для более фундаментального доказательства исключительности богом созданного человека иногда приводят факты отличия человека от животного. В частности, указывается на то, что человек, в отличие от животного, не имеет волосяного покрова. Это не совсем точно: у человека тоже есть, хотя и чрезвычайно редкий, волосяной покров (если не упоминать о густом на некоторых местах тела). Правда, Жан Эффель, видимо, желая как-то хотя бы частично снять вину с бога в этом щекотливом вопросе, дает свою интерпретацию по этому поводу:
- Остаток можешь распределить куда угодно, только не на ладони.
С другой стороны, немало животных, которые тоже не имеют волосяного покрова (по крайней мере, волосиков у них не больше, чем у человека: лягушечки, крокодилы, киты, бегемоты, носороги и т.д.). Кстати, американские ученые-селекционеры вывели совершенно "голых", т.е. без перьев, бройлерных кур, с тем, чтобы меньше тратить усилий на обработку их тушек. Но от этого они не стали более разумными существами.
Еще "доказательство": "Только человек ходит в прямой позиции на двух ногах" (из реферата). И тоже не совсем точно: на двух ногах ходит и курица, и пингвин, а в древнейшие времена передвигались на двух задних ногах и многие виды динозавров. Высокоразвитые обезьяны тоже умеют при случае ходить на задних конечностях. Наконец, австралопитеки (буквально - южная обезьяна) тоже ходили на двух ногах.
Наглядные иллюстрации, отвечающие на вопрос:
только ли человек ходит на двух ногах?
На двух ногах, да еще и "в прямой позиции"!
"Этот поросенок из штата Индиана предпочитает именно такой способ передвижения. У поросенка были повреждены передние ноги и он научился ходить на задних ногах".
(из журнала)
Кстати, вот тут-то как раз и полезно вспомнить (о чем уже упоминалось выше), что награждая свой "венец творения" - человека "прямохождением на двух ногах", всевышний именно тем самым одновременно обеспечил его (не в пример четвероногим) и радостью ощущений радикулитной боли, чтобы он всегда чувствовал себя исключительностью среди презренного мира животных.